Воздвижение нового укрытия над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭC без преувеличения можно назвать главным событием десятилетия. Но на самом деле проблемы только начинаются, и Украине предстоит их решать уже без финансовой поддержки стран-доноров.
Глеб Суровягин, РИА Новости Украина Еще при возведении безопасного укрытия все упиралось в вопрос источников финансирования проекта. Страны "Большой семерки" в 1997 году договорились о создании фонда для финансирования строительства купола над разрушенным четвертым блоком Чернобыльской АЭС. Но активная работа по реализации проекта по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) началась только в 2004 году. Именно ЕБРР взял на себя обязательства по финансированию строительства нового объекта укрытия "Арка". К процессу присоединились 40 стран-доноров. В 2007 году право на реализацию проекта нового безопасного конфайнмента (НБК) над объектом "Укрытие" получил консорциум Novarka, в состав которого входят французские компании Vinci Construction Grands Projets и Bouygues Travaux Publics. Первоначальная стоимость сооружения оценивалась в 980 млн евро.
Однако спустя 6 лет оценка стоимости строительства объекта увеличилась на 500 млн евро. Монтажные работы на площадке начались в 2012 году. Современное изоляционное сооружение защитит от радиационного излучения на сто лет, и, в отличие от старого саркофага, оно абсолютно герметично. Но точку в этом вопросе ставить преждевременно.
Успеть до 2023 года Надвижка, которая произошла, является сигналом к реализации остального большого плана. "План осуществления мероприятий" означает, что новый объект должен быть запущен в эксплуатацию. Это произойдет до конца 2017 года. После этого украинской стороне полностью будет передан контроль над объектом. И уже местные специалисты будут осуществлять дальнейшее управление работами, которые предусмотрены планом. Украина уже своими силами инженерными и финансовыми силами будет поддерживать этот объект в таком состоянии, как предусмотрено проектом.
После того, как НБК будет введен в эксплуатацию, начиная с 2018 года должны начаться работы по демонтажу конструкций старого саркофага и демонтаж энергоблока. Главной целью является доступ к почти 200 тыс. тонн ядерного топлива и других радиоактивных элементов. Необходимо будет разработать технологию извлечения всех топливосодержащих масс и радиоактивных отходов с их надежным захоронением в глубоких геологических формациях, если на тот момент не будет принято другого решения. Работы по демонтажу нестабильных конструкций над четвертым энергоблоком ЧАЭС необходимо завершить до истечения проектного срока безопасной эксплуатации старого саркофага.
Стоит напомнить, что в акте приемки на техническое обслуживание объекта "Укрытие", который был подписан 30 ноября 1986 года, был указан проектный срок эксплуатации основных конструкций до ноября до 2016 года. В 2008 году был завершен этап стабилизации основных нестабильных конструкций, и, по результатам этой работы, проектный срок был продлен на 15 лет, то есть до 2023 года. Именно поэтому работы по демонтажу нестабильных конструкций необходимо завершить до истечения проектного срока безопасной эксплуатации.
Один на один с проблемой Главное же предназначение конфаймента — это предотвращение распространения радиоактивных веществ за пределы укрытия даже при самом неблагоприятном развитии событий, поэтому в Европе уже могут особо и не волноваться. После установки "Арки"
второй этап преобразования изоляционного арочного сооружения "Укрытие" в экологически безопасную систему закончился.
Третий этап — демонтаж нестабильных конструкций и извлечение топливосодержащих масс. Это сверхсложная задача, с которой ни одна страна в мире самостоятельно справиться не сможет. Здесь нужны будут и научные знания, и промышленный потенциал, и робототехника, понадобится потенциал всей мировой ядерной отрасли. Поэтому на этом этапе весьма логично было бы создать такую же площадку международного сотрудничества, как и при сооружении "Арки".
Не стоит забывать, и это неоднократно подчеркивали специалисты, что проблема извлечения топливосодержащих масс также очень важна, и сначала даже стояла в SIP (Shelter Implementation Plan — план, в рамках которого сооружался новый безопасный конфаймент), но потом в связи с недостатком финансирования ее из действия SIP изъяли
На сегодня у Украины нет конкретных промышленных разработок по извлечению топливосодержащих масс, а есть только небольшие концептуальные проработки, которые делал Институт проблем безопасности АЭС, находящийся в Чернобыле. Причина та же — отсутствие финансирования.
Но рассчитывать на международную помощь больше не приходится, как заявил старший советник ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Антон Усов, справится ли Киев с третьим этапом — вопрос не к ЕБРР.
"
Мы отвечаем за контроль финансовых потоков, но наша миссия заканчивается в конце 2017 года. Будет ли какая-то роль для Банка в будущем – это вопрос, безусловно, не к ЕБРР, а к странам-донорам Чернобыльского фонда "Укрытие" и Счета ядерной безопасности. Если будет на то международная воля, мы будем отдельно смотреть на это вопрос. Но по состоянию на сегодня, предусматривается, что Украина должна изыскивать возможности и финансовые, и инженерные для того, чтобы управлять этим объектом и чтобы он выполнял те функции, которые предусмотрены. Что касается инженеров, то мы достаточно уверены, поскольку за эти годы нам удалось подготовить достаточно сильный инженерный состав, который работает на Чернобыльской атомной станции. Бюджетные вопросы- это вопросы к государству Украина", — заявил Усов.
Правительство не торопится По мнению секретаря Союза ветеранов-атомщиков Украины Александра Коноплева, еще не освоены те технологии, которые должны после 2017 года быть осуществлены.
"
Время покажет. Когда начнут дотошно все исследователи смотреть, что надо убирать, разбирать, ликвидировать, захоронить, вот тогда и будут эти объемы и технологии новые развиваться. Аварии в бывшем СССР, в Пенсильвании, в других странах показали, что люди все равно уже придумывают технологии. Но настолько уже специфична каждая авария, что в Чернобыле, конкретно на четвертом блоке, на его остатках, будут разрабатываться новые технологии”, — сказал Коноплев в эфире радиостанции "Голос столицы".
Эксперт надеется, что когда в Европе поймут, что роза ветров преимущественно идет туда, “наверное, из солидарности, из конъюнктурных соображений подумают и все-таки начнут сбрасываться”. В сложившейся ситуации заинтересованность в финансировании и помощи технологиями могли бы проявить ближайшие соседи Украины, которые наиболее пострадали от последствий катастрофы на ЧАЭС — Россия и Белоруссия. Тем более, что россияне могли бы помощь с разработкой необходимых технологий по извлечению топливосодержащих масс — научный потенциал российской атомной отрасли это позволяет. Но, насколько известно, официально к ним за помощью из Украины никто не обращался. В настоящее время, особенно в той экономической ситуации, в которой находится Украина, выделить достаточное количество средств на выполнение всех этих работ будет крайне проблематично. Пока точно никто не просчитывал сколько понадобиться на запланированные работы, но речь идет о миллионах евро.
"
Это вопрос подвешенный и очень серьезный вопрос, будут ли страны-доноры участвовать в финансировании работы чернобыльской площадки, или нет – это вопрос, который сегодня ждет ответа. Я не думаю, что западные страны или, по крайней мере, многие из них, будут отдавать деньги своих налогоплательщиков на решение тех задач, которые ставит перед нами Чернобыль. По крайней мере сегодня, если говорить о государственной мудрости, нужно думать о том, что мы можем оказаться один на один со всеми проблемами на чернобыльской площадке с точки зрения финансирования, с точки зрения инженерных дел, с точки зрения решения научных проблем и т.д. Надо интенсивно, целеустремленно и вдумчиво заниматься теми проблемами, которые нам оставил Чернобыль", — сказал независимый эксперт, экс-глава "Госатома" Георгий Копчинский в эфире радиостанции "Голос столицы".
Именно поэтому руководство ЧАЭС предложило правительству Украины инициировать создание нового фонда, который также позволил бы вовлечь международное сообщество в финансирование решения этих проблем и в продолжение работ по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. В одиночку Украине не справиться. Но пока, к сожалению ответной реакции от правительства не последовало. Вероятно, правительство, следуя печальной украинской традиции, будет тянуть до последнего с поиском источников финансирования.